Я, Еремкина Татьяна Васильевна, учитель музыки МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ № 7» Родионово-Несветайского района Ростовской области 01.03.1964 года рождения, окончила в 1984 году Чечено-Ингушское Республиканское музыкальное училище по специальности хоровое дирижирование, с присвоением квалификации – дирижер хора, учитель музыки и пения в общеобразовательной школе, преподаватель в музыкальной школе. В МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ № 7» работаю с 1991 года. Мой педагогический стаж составляет 28 лет. По специальности работаю 28 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.
За время работы в школе накопила опыт и навыки работы с детьми. К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми.
Цель моей педагогической деятельности в первую очередь формирование духовной, высококультурной, нравственной личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи:
- развитие у учащихся музыкальных способностей и формирование музыкальной
культуры;
- приобщение учащихся к «золотому фонду» музыки;
- развитие художественно – образного мышления;
- владение интонационно – образным языком;
- наличие целостного представления о национальной художественной и
музыкальной культуре и их месте в мировой культуре;
- активизация направленности музыкальных знаний и умений в деятельности
классного и школьного коллективов, в быту и на досуге;
- умение применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические
средства, пользоваться справочной и специальной литературой и средствами
массовой информации.
- умение использовать информационные технологии в знакомстве с музыкальной
культурой.
Одной из важнейших задач современной школы является воспитание нравственно-развитой, духовно-богатой личности. Только нравственно здоровый человек должен ответить сам себе: умею ли я любить дерево под моим окном, город, где родился, страну, где вырос, тех, кому я в любви клянусь? Умею ли я быть добрым?
Я давно осознала, какое большое место в моей жизни занимает музыка. Музыка пронизывает мою речь, мою походку, мое мышление, мой голос. Я постоянно ищу оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизни детей, пути усиления ее воздействия на них. Хотя бы на малое время, погружая детей в музыку Бетховена, Чайковского, Шостаковича, я понимаю, сколько потаенных сил открывает в душе каждого проникновение в атмосферу величайших творческих усилий, взлетов, разочарований. Каждый раз ищу и ощущаю нити, которые связывают меня с учеником, а его – с миром музыки.
В своей работе я использую программу по музыке для начальной и основной общеобразовательной школы авторов В.В. Алеева, Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко. Программа «Музыка» составлены в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и примерными программами общего образования школьников:
"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека" (В.А. Сухомлинский). Среди первых из этих качеств, очевидно, выступает музыкальность. Когда мы говорим именно об учителе музыки, то, очевидно, музыкальность следует рассматривать в ее широком понимании - как основу, определенным образом пронизывающую собой все другие его профессиональные качества и окрашивающую их глубоким духовным отношением к музыке, ярко выраженным чувством музыки, совокупностью музыкальных способностей, направленных на постижение жанрово-интонационной природы этого искусства, потребностью увлечь музыкой другого. Конечно, В.А. Сухомлинский прав, считая, что мы не должны воспитывать музыкантов в общеобразовательной школе. Однако если учитель музыки по-настоящему музыкален, он способен помочь ребенку почувствовать себя музыкантом. Думается, что без этого полноценное музыкальное воспитание невозможно.
Если первое, отмеченное здесь качество очень специфично и как приоритетное может относиться только к учителю музыки, то любовь к детям, эмпатия, безусловно, является качеством, в равной мере необходимым для учителя любого предмета. Любовь к ребенку, как правило, окрашивает сердечное отношение к нему учителя, определяет его терпимость и мудрость, способность рассматривать тот или иной поступок, процесс воспитания, обучения и развития в определенной перспективе, умение выделить в ребенке все то хорошее и доброе, что в нем есть, помогает научить его справляться со своими недостатками. Специфика, однако, состоит в том, что все отмеченные выше стратегические и тактические задачи решаются учителем с помощью музыки и любви к детям - именно на этой основе учитель музыки способен развивать в учащемся творческие способности, фантазию и интуицию, пробуждать в ребенке более глубокое восприятие мира, ощущение и осознание себя личностью в этом мире. XX век показал, что проблема эмпатии - способности к сопереживанию, сочувствию, - стала одной из центральных и в психологии, и в педагогике. Эмпатия является противопоставлением отчужденности, эгоизму, черствости души - может быть, самым распространенным болезням нашего времени. Русская музыкальная культура во все свои времена отличалась ярко выраженной способностью к состраданию. "Я всеми силами души хотел бы, - признавался П.И. Чайковский, - чтобы моя музыка служила людям подпорой и утешением". Это творческое и мировоззренческое кредо великого композитора может в полной мере стать эпиграфом деятельности и личности учителя музыки, ибо музыкальное искусство по своей природе призвано вызывать эмпатию и развивать ее. Музыка способна раскрыть перед юным существом самые тончайшие чувства и образы, и искусство учителя состоит в том, чтобы помочь детям душевно откликнуться на них, вызвать желание быть причастным к миру Добра и Красоты.
Содержание программ базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков и современных композиторов.
Преподавание музыки веду по учебнику Музыка 5 -8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012 г., 1-3 й классы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак М.: Дрофа 2013г., 4-й класс В.В. Алеев М.: Дрофа 2012г.
Владею умением эффективно организовать свою профессиональную деятельность и направить ее на обеспечение высокой мотивации у детей. Для этого эффективно использую различные формы и методы образовательного процесса.
Методы:
• Метод междисциплинарных взаимодействий
• Творческий метод
• Метод восхождения от частного к общему
Это те методы, которые предусматривает программа, а так же проблемный, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, словесный, наглядно-слуховой, стимулирующий, метод анализа и сравнения, метод обобщения, интерактивный.
Формы и методы контроля
Устный контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
Письменный контроль: письменный зачет, викторина, тест.
Мониторинг: отслеживание уровня прочности усвоения материала (5 лет)
Уроки музыки по программе В.В. Алеева, Т.Н. Кичак открыли много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования, «пластического интонирования» и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.
Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.
Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность учителя расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Творчество учителя музыки проявляется в решении задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен обобщать, анализировать ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу. В ходе решения этих задач учитель использует различные методы. Но особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников. Эти методы, сохраняя за собой обучающую функцию, способствуют проявлению активного познавательного интереса.
Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:
• подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;
• с целью формирования мышления привлекать материал из других видов искусств;
• умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
• использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).
Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без DVD или музыкального центра. Любимым занятием детей на уроках стало исполнение песен под фонограмму, «Караоке» (пение под записанную музыку) и в результате растет исполнительское мастерство учащихся. Исполняя песни под фонограмму, они проявляют самостоятельность, чувствуют себя артистами.
Еще очень полезно записать или снять на видео исполнение песен ребятами в классе, а затем всем вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания они находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.
Игра на музыкальных инструментах на школьных уроках музыки пока занимает очень скромное место. Причина - в отсутствии в школах качественных, дешевых и эстетически привлекательных детских музыкальных инструментов. В частности, в нашем кабинете музыки имеется механическое фортепиано, но нет элементарных деревянных ложек, маленького барабана, маракаса и бубна. Именно эти инструменты должны часто использоваться на уроках в начальных классах для развития чувства ритма, слуха.
Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.
Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.
В 5- ом классе, когда мы говорим о взаимосвязи музыки и литературы, я даю задания ребятам сочинить дома сказку, где бы «звучала» музыка. Предлагаю оформить ее в виде книжки и по возможности проиллюстрировать. Дети с удовольствием выполняют это задание, и сказки у них получаются интересные. На уроках использую игровые моменты, устраиваю театрализацию музыкальных произведений, применять различные жесты при исполнении музыки. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте. Самая главная суть уроков музыки – дать понять детям, что жизнь - единая почва, из которой «вырастают» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, театра. Они не иллюстрируют друг друга, а, каждая по-своему, отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы, характер и внутреннее состояние человека. И что музыка затрагивает вечные темы жизни:
• добро и зло;
• справедливость и беззаконие;
• война и мир;
• любовь и ненависть;
• борьба и страдания;
• долг и совесть;
- жизнь и смерть.
Я знаю, что мера любой вещи, любого явления - не только количество, но и качество. Поэтому меня не может не тревожить, что в этом необъятном мире звуков слишком много плохой музыки, пошлой и безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет - она оказывает на него свое влияние. Это поднимает моральную и профессиональную ответственность школьного учителя музыки в достижении высшей цели музыкального воспитания.
Продуктивностью работы является:
2012г.
– Грамота за II место в зональном фестивале детско-юношеского творчества на противопожарную тематику «Юные таланты за безопасность» - вокальная группа «Камертон» - вокальная группа «Камертон»;
- Грамота за I место в районном фестивале патриотической песни «Гвоздики Отечества» - вокальный дуэт;
- Грамота за III место в районном фестивале патриотической песни «Гвоздики Отечества» - вокальная группа;
2013г.
– Диплом Лауреата III степени вокальной группе II областного фестиваля хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца»;
- Диплом лауреата I степени II областного фестиваля хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца» - соло;
- Диплом за I место в районном фестивале патриотической песни «Гвоздики Отечества» - вокальная группа «Камертон»;
- Диплом II степени в зональном этапе областного фестиваля патриотической песни «Гвоздики Отечества» - вокальная группа «Камертон»;
- Диплом 2 степени V Всероссийского фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Шаг вперед» - сольное пение;
2014г.
– Диплом I степени в районном конкурсе «Новые звездочки Несветая» в рамках Года культуры в России – соло;
- Диплом Лауреата 3 степени III областного фестиваля хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца» - сольное пение;
- Диплом 3 степени III областного фестиваля хоровой и вокальной музыки «Наполним музыкой сердца» - сольное пение;
- Диплом II степени Открытого епархиального (регионального) фестиваля музыкальной культуры и творчества «Малиновый Звон Пасхи» - сольное пение;
- Почетная грамота за 3 место в муниципальном детском Пасхальном фестивале «Через творчество – к православной культуре» - сольное пение;
- Почетная грамота за 1 место в муниципальном детском Пасхальном фестивале «Через творчество – к православной культуре» - сольное пение;
- Почетная грамота за 2 место в муниципальном детском Пасхальном фестивале «Через творчество – к православной культуре» - хоровое пение;
2015г.
– Почетная грамота за 2 место во II муниципальном фестивале «Свет Рождества» - сольное пение;
– Почетная грамота за 1 место во II муниципальном фестивале «Свет Рождества» - сольное пение;
Ведётся огромная и кропотливая работа не только с детьми, но и их родителями (проведение собраний, посещение на дому, доверительные беседы). Учитываю просьбы и пожелания родителей в отношении учебного процесса.
Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей музыки, ИЗО, МХК и технологии. А также, руководителем районного методического объединения учителей музыки. Выступала по темам: «Профилактика вредных привычек у подростков», «Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе», «Значение интеграционных процессов в обновлении содержания и форм музыкального образования», «Музыка – урок познания через творчество», «Электронное музыкальное творчество как новый вид учебно-художественной деятельности», «Музыкально-компьютерные технологии в сельской школе».
Преподавателям, классным руководителям оказываю помощь в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий: «Истина должна быть пережита», «Как научиться любить свою Родину и быть ее патриотом», «Песни военных лет» - творчество Б. Окуджавы, «Песни, зовущие в бой», «Блокада Ленинграда», «Афганистан», «Мои достижения», «Никто не забыт, ничто не забыто», «С чего начинается Родина?», «О вреде курения»», «Счастливый случай», «К Дню Матери», «Встреча Нового года», «Героями не рождаются – героями становятся», «Широкая Масленица», «Музыкальная викторина» и др.
Мои достижения за 5 лет:
2012г.
– Благодарственное письмо Администрации МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ № 7»;
2013г.
– Грамота Управления образования Родионово-Несветайского района;
- Грамота Управления Образования всероссийского конкурса «Живая Классика»;
- Благодарственное письмо Администрации МБОУ «Родионово- Несветайская СОШ № 7»;
- Благодарственное письмо V Всероссийского фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Шаг вперед»;
2014г.
– Благодарность Администрации МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ № 7»
- Благодарственное письмо Начальника Управления образования Родионово-Несветайского района и Настоятеля прихода Святителя Николая Чудотворца
- Почетная грамота Управления Образования Родионово-Несветайского района; 2015г.
- Почетная грамота за подготовку победителя и призера во втором муниципальном фестивале «Свет Рождества».
Для себя я ставлю следующие цели дальнейшего профессионального развития:
- совершенствовать своё педагогическое мастерство через изучение опыта других учителей;
- приобретать новые знания через курсы повышения квалификации;
- проводить работу по теме самообразования «Музыка и межпредметная интеграция».